МЕЧЕТИ «ДЕРЕВНИ АЗНАКАЕВСКОЙ»

иске мэчет

Со времен принятия Ислама в Поволжье и Прикамье во всех населенных пунктах мусульмане открывали мечети.

С завоеванием этих земель приспешниками Ивана Грозного началась христианизация, гонение иноверцев, и было запрещено возведение мечетей. Но народные восстания Степана Разина на Волге, Сеита батыра на Каме и другие волнения, среди повстанцев которых большинство составляли мусульмане, вынуждали царское правительство идти на уступки. Со сменой правителей связаны и даты возникновения официально разрешенных мечетей на азнакаевской земле. Так, год становления единодержавным правителем Петра I совпал с годом открытия мечетей в старейших деревнях Алькеево и Асеево, а год восшествия на престол Екатерины I — с датами официального основания мечетей в больших деревнях Чалпы и Азнакаево. Удивительно, но факты подтверждаются данными архива Самарского губернского управления середины 19 века, где собирались сведения о числе мечетей и духовных лиц. В Азнакаевской волости Бугульминского уезда, относившейся в то время к Самарской губернии, в больших деревнях разрешалось возведение мечетей, и в зависимости от их статуса они становились селами. Так, в документе «Наряд №4, к первому столу, первому отделению» написано: «1-я Соборная мечеть с 1726 года в деревне Азнакаевой». Далее приводятся данные о количестве прихожан мечети за 1865 год: «По Х ревизии (переписи М.Г.) – 526, налицо 393». В документе названы имена духовных лиц, состоявших на службе в 1856 году при мечети: «Имам хатип и мугаллим Мухаммат Шакир Фаттахутдинов, азанчей Шигабутдин Зайнагыйтдинов». Далее есть записи о том, что с 26 января 1868 года упомянутый ранее Шигабутдин Зайнагыйтдинов начал вести преподавание и записан мугаллимом. Одновременно был азанчеем, то есть произносил азан с минарета мечети.
В записях, т. е. «в наряде 4», есть данные о разрешении от 7 августа 1875 года на возведение еще одной мечети в деревне Азнакаевой. При этом уже первая большая мечеть становится Соборной (зямигъ-мечеть – М.Г.), а мулла Мухаммат Шакир Фаттахутдинов получает звание «имам-зямигъ хатип». Также с 22 декабря 1876 года начинает службу и второй имам хатип и мугаллим Ахмет Зиганшин. Из этой записи следует, что вторую мечеть возвели быстро, за 17 месяцев, и утвердили вторым имам-хатипом Ахмета Зиганшина. Очевидно, что площади первой мечети не удовлетворяли прихожан, так как их количество записано: «Всего было 1057 в 1868 году».
В 20-м веке все мечети были разрушены, махалле ликвидированы, духовные лица репрессированы. Но никакая сила не могла полностью вытравить религию из сознания народа. В последние десятилетия продолжается активное возрождение мечетей нового города Азнакаево.
Марсель ГАРИПОВ, историк

Источник http://www.aznakaevo-rt.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.